Автомобильные аварии, которые происходят именно по причине выезда водителями на полосу встречного движения, имеют особо тяжкие последствия. А на загородных дорогах обгон – самый опасный вид маневра. Даже опытные водители нередко неправильно определяют время, необходимое для обгона, и расстояние, которое пройдет обгоняющий автомобиль.
Не стоит рисковать, идя на обгон, если ограничена видимость, например из-за дождя или тумана. Следует помнить, что при обгоне или встречном разъезде за транспортным средством образуется шлейф водяной пыли с грязью, которая оседает на лобовом стекле и ухудшает видимость, в таких условиях водителю несколько секунд приходится двигаться почти «вслепую».
Ни в коем случае нельзя совершать обгон с правой стороны по обочине, даже если она свободна от машин и людей и хорошо просматривается. Очень часто ямы, выбоины и посторонние предметы становятся причиной изменения направления движения, столкновения с обгоняемым автомобилем и «вытеснения» его на полосу встречного движения.
Можно не сомневаться, что в той, или иной степени, правила выполнения обгона известны каждому водителю. Однако приходится с сожалением признать, что знание правил вовсе не побуждает значительную часть водителей к их соблюдению на практике. И это – несмотря на довольно суровые санкции. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ст. 18.14 ч. 1 КоАП Республики Беларусь. Предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права управления на срок до 12 месяцев или без лишения.
Почему водители вынуждены обгонять?... С точки зрения обгоняющего, обгон в значительной мере носит вынужденный характер, поскольку полоса, по которой он движется, занята другим водителем, а тот едет медленнее, чем позволяет дорожная обстановка. Проявляя нетерпение, обгоняющий водитель часто делает обгон рискованно. В то время, как обгон требует от водителя высокой ответственности и мастерства управления автомобилем. Соблюдение правил выполнения обгона, которые мы рассмотрим ниже, как раз и должно содействовать обеспечению безопасности всех вольных и невольных участников обгона.
Перед началом обгона водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Водителю запрещается выполнять обгон:
- если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота;
- если следующие за ним водители начали обгон.
Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.
Обгон запрещается:
- зоне действия дорожных знаков "Обгон запрещен", "Обгон грузовым автомобилям запрещен", на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками "Опасный поворот", "Опасные повороты", на подъемах, обозначенных дорожным знаком "Крутой подъем", а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги;
- на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках;
- на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны;
- транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия;
- при недостаточной видимости дороги;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
Для предупреждения ДТП в результате выезда на полосу встречного движения, 26 июня 2020 года Госавтоинспекция проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Обгон должен быть безопасным!».