О состоянии борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории Лепельского района

05.02.2020

В истекшем году в Республики Беларусь наблюдается снижение коррупционной активности более чем на четыре процента. Положительная динамика сформирована двумя видами коррупционных преступлений: хищения с использованием служебных полномочий и дача взяток. Вместе с тем, увеличилось количество учтенных злоупотреблений служебными полномочиями, превышения власти и преступного бездействия должностных лиц.

Наименьшее проявление коррупции допущено в сфере государственного управления, организациях здравоохранения, образования, строительства и транспорта. Рост же коррупции произошел в сфере культуры и спорта, промышленности и торговли.

Большинство коррупционных преступлений составляют факты получения взяток и хищений в незначительных размерах, которые совершены должностными лицами низового управленческого звена.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на совещании 20.08.2019 отметил, что ослаблять борьбу с коррупцией нельзя, никаких смягчений наказания для коррупционеров быть не должно, однако недопустима работа на статистику, «палочная» система оценки ее эффективности, как результат возбуждение уголовных дел при отсутствии достаточных доказательств, искусственное создание условий для противоправной деятельности с целью ее пресечения, волокита, нарушение порядка и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, неоправданное применение «силовых» мер задержания, давление на участников процесса.

Правоохранительным органам поставлены конкретные задачи: сосредоточить усилия на обеспечение законности, защите прав и интересов граждан, соблюдении принципа справедливости, немедленном и принципиальном реагировании на грубейшие нарушения закона. Необходимо не только кардинально изменить подходы в работе правоохранительных органов, но и принять меры по профилактике коррупционных проявлений на местах: в органах власти, организациях.

В Витебской области в 2019 году число учтенных коррупционных преступлений сохранилось на прежнем уровне – 248. Увеличились случаи дачи взяток и хищений с использованием служебных полномочий. Ущерб, причиненный коррупционными преступлениями, составил 3,5 млн. рублей.

Проведенный опрос общественного мнения ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь показал, что на территории Витебской области отмечается самый низкий по стране уровень коррупции (45%), по г. Минску данный показатель составил 65%, по Республики Беларусь в целом – 51,5%. По мнению граждан в Витебской области наиболее подвержены коррупции следующие сферы: здравоохранение (42%), государственное управление (32,5%), бизнес (28%).

Правоохранительными и иными органами района в 2019 году реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

В 2019 году всего на территории района зарегистрировано 264 преступления.

По линии ГБЭП Лепельского РОВД зарегистрировано 10 преступлений, что составляет 3,8% в общем количестве зарегистрированных преступлений (2018 – 3 из 256 или 1,2%). При этом зарегистрировано 2 преступления коррупционной направленности, что составляет 0,8% в общем количестве зарегистрированных преступлений(2018 – 1 или 0,4%). В 2019 году ГБЭП Лепельского РОВД было выявлено 1 преступление против порядка осуществления экономической деятельности (ч.2 ст.257 УК) (2018 – 0). В 2019 году зарегистрировано 1 преступление против порядка осуществления экономической деятельности (2018 -0).

Два преступления коррупционной направленности, совершенные на территории Лепельского района в 2019 году: – ст.424 УК и ст.426 УК.

По данным зарегистрированным в текущем году преступлениям возбуждены уголовные дела по ч.2 ст.424 УК и по ч.2 ст.426 (2018: 1 – по ч.1 ст.210 УК). Уголовные дела возбуждались Полоцким МРОСК и УСК по Витебской области соответственно. В настоящее время расследование по данным уголовным делам не завершено, при этом следует отметить ч то данные преступления выявлены в организации подчиненное «Витебскавтодорстрой» и Лепельском РОВД.

Преступления коррупционной направленности прокуратурой района в суд не направлялись (2018 г. – 1).

Судом Лепельского района в 2019 г. рассмотрено одно уголовное дело коррупционной направленности (2018 г. - 1).

Так, 26.02.2019 вынесен обвинительный приговор в отношении гражданина И. (ранее занимал должность заместителя председателя Ушачского райисполкома – начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствию) обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.14 ст.16, ч.2 ст.210, ч.3 ст.426 УК и Пономарёвой Г.Н. по ч.2 ст.210 УК. По результатам судебного рассмотрения виновные лица привлечены к уголовной ответственности.

Всего в 2019 году по Лепельскому району учтено 3 преступления коррупционной направленности (по которым виновные лица осуждены и приговора вступили в законную силу) –все по ч.1 ст.455 УК (злоупотребления властью, превышения власти либо бездействие власти совершенные военнослужащими, в/ч 71327). Так, военнослужащий войсковой части 71327 младший сержант К. 05.07.2017 находясь на территории войсковой части 71327 в д. Заслоново Лепельского района действуя из корыстной заинтересованности, превышая власть требовал от своего подчиненного рядового П. приобретать за свой счет и передавать ему продукты питания и сигареты.

На эффективности борьбы с коррупцией негативно отражаются допускаемые нарушения требований законодательства со стороны сотрудников правоохранительных органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве дознания и предварительного следствия, их недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие современных методик выявления коррупции.

По результатам проверки соблюдения Лепельским РОВД законодательства об оперативно-розыскной деятельности в адрес начальника Лепельского РОВД внесено представление, в котором отдельным блоком отражена информация по линии ГБЭП Лепельского РОВД. По результатам проверки эффективности выявления преступлений коррупционной направленности 28.06.2019 проведено координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией в Лепельском районе. По результатам рассмотрения представления, направленного в Лепельский РОВД, 1 сотрудник ГБЭП Лепельского РОВД привлечен к материальной ответственности, кроме того в связи с волокитой при проведении проверки в порядке ст.174 УПК по постановлению прокурора района к дисциплинарной ответственности привлечен ст. о/у ГБЭП Лепельского РОВД.

Исходя из показателей эффективность и результативность деятельности Лепельского РОВД находится не на должном уровне, что в большей степени связано с отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны руководства Лепельского РОВД и курирующих сотрудников УВД Витебского облисполкома, недостаточным опытом работы сотрудников ГБЭП Лепельского РОВД.

Прокуратурой района постоянно проводится анализ хозяйственных отраслей и социальных сфер на предмет коррупционности с целью определения объектов проверок и своевременного принятия мер реагирования по предупреждению коррупции.

На неудовлетворительном уровне находится деятельность некоторых предприятий, организаций, их руководителей по исполнению требований антикоррупционного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», руководители государственных и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией.

В 2019 году всего выявлено 9 коррупционных правонарушений: 7 – правонарушения, создающие условия для коррупции, 1- связанное с декларированием имущества, 1- нарушение антикоррупционных ограничений. (2018 – 9 правонарушений, создающих условия для коррупции).

Прокуратурой района проведено 3 проверки исполнения антикоррупционного законодательства:

- о соблюдении антикоррупционного законодательства в КУПСХ «Лепельское»;

- о соблюдении антикоррупционного законодательства в Лепельском РОВД;

- о соблюдении антикоррупционного законодательства в ОАО «Ладосно» и управлении сельского хозяйства и продовольствия Лепельского райисполкома.

Также проводились мониторинги исполнения законодательства о государственных закупках товаров (услуг) в сельских исполнительных комитетах, предприятиями и организациями района.

По результатам общенадзорных проверок внесено 3 представления. Представления внесены: в Лепельский районный исполнительный комитет (по нарушениям, выявленным в КУПСХ «Лепельское»), начальнику Лепельского РОВД (по вопросам организации и осуществления государственных закупок, закупок за счет собственных средств), председателю Лепельского районного исполнительного комитета (по нарушениям антикоррупционного законодательства в ОАО «Ладосно» и управлении сельского хозяйства и продовольствия Лепельского райисполкома).

Вынесено 4 предписания, в т.ч. 3 – в связи с нарушениями законодательства о государственных закупках (КУПСХП «Лепельское», ОАО «Лепельагросервис», ОАО «Ладосно»), 1 – нарушения законодательства о закупках за счет собственных средств (КУПСХП «Лепельское»).

Принесено 2 протеста, в т.ч. - на положение о закупках за счет собственных средств и на приказ о создании комиссии по организации и проведении процедуры переговоров, государственных закупок товаров (работ, услуг) (Лепельский РОВД, ДКУП «УКС Лепельского района»).

Возбуждено 2 дисциплинарных производства в отношении 2 должностных лиц за нарушения законодательства о государственных закупках.

По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 4 – за нарушения законодательства о государственных закупках.

По результатам надзора за исполнением антикоррупционного законодательства иски в суд не направлялись. В рамках проведенного анализа исполнения антикоррупционного законодательства в ОАО «Ладосно», прокурором направлено поручение о возмещении материального ущерба директором ОАО «Ладосно» на сумму 392,50 рублей. Требование удовлетворено в полном объеме.

Прокуратурой района в 2019 г. проведен анализ исполнения антикоррупционного законодательства в ОАО «Ладосно» и управлении сельского хозяйства и продовольствия Лепельского райисполкома.

Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, в том числе по планированию и координации деятельности по борьбе с коррупцией, установлению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления, а также восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

Вместе с тем, требования антикоррупционного законодательства должностными лицами ОАО «Ладосно» игнорируются, чему свидетельствует факт совершения директором общества правонарушения, создающего условия для коррупции.

Установлено, что в феврале текущего года директором ОАО «Ладосно» написано заявление на выделение ему 15 бычков в счет заработной платы, которое согласовано председателем наблюдательного совета общества.

В соответствии с п.п 3.9, 3.10 Коллективного договора ОАО «Ладосно» оплату труда производится в пределах средств, заработанных трудовым коллективом, при этом замена денежной оплаты полностью и частично натуральной оплатой (сельскохозяйственной продукцией, молодняком КРС, мясо, молоко, зерно) допускается с письменного согласия работника.

Согласно протоколу заседания наблюдательного совета ОАО «Ладосно» от 18.02.2019 директору ОАО «Ладосно» за наличный расчет для оплаты текущих нужд общества решено реализовать 15 голов бычков на сумму 5 681 рубль. Фактически же директор реализовал указанных бычков иному физическому лицу, а денежные средства израсходовал в личных целях для проведения бракосочетания сына.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Так, задолженности по заработной плате у предприятия перед директором с учетом реализации последнему 15 бычков в счет заработной платы на сумму 5681 рубль не имеется, при этом ежемесячно начисляемая ему заработная плата не превышает 2000 рублей. Однако до настоящего времени окончательный расчет с обществом за выделенных ему бычков директором ОАО «Ладосно» не произведен, что противоречит положениям Коллективного договора, негативно сказывается на экономическом состоянии расчетов общества.

Таким образом, в действиях председателя и членов наблюдательного совета ОАО «Ладосно» усматриваются признаки правонарушения, создающего для коррупции, предусмотренного абз. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о борьбе с коррупцией: оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении.

Сам же директор ОАО «Ладосно», являясь государственным должностным лицом, использовал свое служебное положение при решении вопросов, затрагивающих его личные и иные внеслужебные интересы, что является правонарушением, создающим условия для коррупции.

В силу ч. 2 ст. 25 Закона совершение указанных в ч. 1 ст. 25 Закона правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Необходимо отметить, что согласно п.п. 8.32 п.8 Положения об управлении сельского хозяйства и продовольствия Лепельского райисполкома, утвержденного решением Лепельского райисполкома от 30.5.2019 №504, в пределах своей компетенции райсельхозпрод координирует работу сельскохозяйственных организаций района всех форм собственности.

Вместе с тем, управление данные функции в отношении сельхозорганизаций реализует неэффективно, поскольку должностными лицами управления допускаются отдельные нарушения требований антикоррупционного законодательства, что в свою очередь, создает почву для коррупционных проявлений.

В соответствии с ч.ч. 2, 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией государственные служащие обязаны ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе в государственные органы, в которых они занимают государственные должности. Наряду с ними ежегодно декларировать доходы и имущество обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство.

Установлено, что гражданка М., являясь государственным служащим, работая в управлении по сельскому хозяйству и продовольствию Лепельского райисполкома, предоставляла декларации о доходах и имуществе от имени своего супруга, которые заполняла и подписывала собственноручно.

В рамках ст. 7, 11 Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» от 04.01.2003 № 174-З в отношении супруга гражданки М., сотрудниками ИМНС по Лепельскому району проводилась камеральная проверка соответствия расходов и доходов физического лица, по результатам которой установлено, что заполнение и предоставление деклараций в ИМНС и дальнейшее пояснение об источниках доходов на требование должностных лиц ИМНС от лица своего супруга.

Только лишь после направления в адрес супруга гражданки М. акта камеральной проверки от 01.08.2019 и предъявления к уплате подоходного налога он собственноручно представил в ИМНС по Лепельскому району возражения по материалам проверки.

Кроме того, в ходе опроса он указал, что его супруга гражданка М. помогала вести ему учет предпринимательской деятельности, что подтверждается представленными в ИМНС по Лепельскому району ведомостями на закупку продукции растениеводства, дикорастущей продукции и вторичного сырья у населения за 2015-2017 г.г.

В соответствии с актами на продажу скота гражданки М. для ее супруга в 2017 году производила закупку в КУПСХП «Лепельское», ОАО «Черейщина» КРС живым весом в количестве 7 голов на общую сумму 2059,1 рубль. В дальнейшем основная часть скота реализована им как индивидуальным предпринимателем и в результате чего им получен доход от осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, гражданка М., являясь государственной служащей, нарушила запрет, установленный ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, что выразилось в оказании содействия супругу в осуществлении предпринимательской деятельностью с использованием своего служебного положения.

В силу ч. 4 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ч.2 ст. 17 Закона, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.

В 2019 году проведено 1 координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией по вопросам борьбы с коррупцией (2018 – 1), кроме того, вопросы борьбы с коррупцией рассмотрены отдельным вопросом на координационном совещании по вопросам профилактики преступлений на территории района.

Прокурор Лепельского района

младший советник юстиции В.М. Жигимонт