О состоянии законности и правопорядка на территории Лепельского района в 2019 году

05.02.2020

В любом обществе важнейшим фактором социальной напряженности, влияющим на криминогенную ситуацию, является преступность. Фактическое исполнение установленных законодателем норм в ходе практического решения вопросов в сфере общественно-политических, социально-экономических, культурно-воспитательных и иных общественных отношений дает нам общее представление о соблюдении законности, позволяет с определенной степенью полноты и объективности оценивать состояние законности и уровень правопорядка в городе. Конструктивная созидательная работа по обеспечению устойчивого развития экономики и роста благосостояния народа невозможна без наличия и строгого исполнения единых правовых правил, законодательных предписаний, соблюдения ограничений и запретов.

Анализ состояния законности и правопорядка на территории района свидетельствует о том, что в 2019 году правоохранительными ведомствами во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти проделана значительная работа по борьбе с преступностью и коррупцией, предупреждению и пресечению правонарушений в экономической, социальной сферах, защите конституционных прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.

Выполняя стоящие перед органами прокуратуры задачи, прокуратурой района особое внимание уделялось координации действий государственных структур и общественных институтов по охране общественного порядка, обеспечению законности в сфере уголовно-правовых отношений, рациональному расходованию материальных ресурсов и денежных средств, предупреждению пьянства, алкоголизма и наркомании.

По итогам 2019 года отмечено увеличение количества зарегистрированных преступлений с 256 в 2018 году до 264 в 2019 году (+3,1 % или +8 преступлений). Рост общего уровня преступности обусловлен активизацией работы прокуратуры по возбуждению уголовных дел профилактической направленности правами прокурора: в 2019 году было возбуждено 6 таких уголовных дел (1 – по ст.153, 1 – по ст.154, 4 – по ст.186 УК Республики Беларусь) против 2 дел в 2018 году, характерным для значительной части всего региона увеличением количества преступлений в сфере высоких технологий (в Лепельском районе – с 14 до 28), а также увеличением количества выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 2 до 13.

При этом уровень преступности на 10000 населения составил 81 преступление при среднеобластном показателе – 83,7 преступлений.

Одновременно отмечается снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений как в разрезе общей преступности (с 18 до 14 или -22,2%), так и в разрезе преступлений по линии уголовного розыска (с 11 до 8 или -27,3%). Количество таких преступлений на 10000 населения составило 4,3 (лучший показатель среди административно-территориальных единиц Витебской области при среднеобластном показателе – 9,5 преступлений). Вместе с тем, с 1 до 2 увеличилось количество убийств с покушениями (1 убийство, 1 покушение на убийство), с 2 до 4 увеличилось количество умышленных причинений тяжких телесных повреждений.

В истекшем году на территории Лепельского района лицами, имеющими судимость, по линии всех служб совершено 71 (2018 г. – 64) преступления, удельный вес которых составил 33,2%, что ниже среднеобластного (36,0%) и среднереспубликанского (38,4%) уровня.

Негативная тенденция роста количества совершенных рецидивных преступлений наметилась в первом полугодии 2019 года. Так, за 6 месяцев 2019 года было совершено 54 рецидивных преступления, по итогам 12 месяцев зарегистрировано 71 такое преступление (+17 к показателю полугодия), т.е. в том числе благодаря принятым по итогам координационного совещания мерам удалось значительно сдержать указанную тенденцию. Общее количество рецидивных преступлений за 2019 год увеличилось на 7 в сравнении с предыдущим (64), что обусловлено общим ростом количества совершенных преступлений и увеличением эффективности работы органов внутренних дел по их раскрытию. При этом в 2019 году возбуждено лишь 12 уголовных дел по направлению деятельности УИИ (- 10 в сравнении с 2018 годом).

Одновременно, результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что сотрудниками УИИ при осуществлении работы с отдельными гражданами допускались системные просчеты и недостатки, в результате чего рецидивные преступления совершены 43 (44 в 2018 году) лицами, состоящими на учете в инспекции.

Как указывалось выше значимым проблемным вопросом остается рост с 35 до 76 количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Не смотря на проведенное по данному вопросу координационное совещание и принятые в 2019 году меры прокурорского реагирования добиться значительного улучшения ситуации в данном направлении не удалось: по итогам первого полугодия лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, было совершено 44 преступления, во втором полугодии – 32 преступления.

Следует отметить что судом Лепельского района при постановке приговора 61 лицо осуждено с применением ст. 107 УК Республики Беларусь, т.е. с применением мер безопасности и лечения к лицам страдающим хроническим алкоголизмом. Как правило, указанные лица ранее состояли на учетах у врача-нарколога УЗ «Лепельская ЦРБ», однако проводимая с указанной категорией граждан медико-профилактическая работа должных результатов не имела. На 01.01.2020 на учете у врача–нарколога состоит 821 гражданин (на 01.01.2019 – 853), при этом за последние 5 лет число граждан данной категории существенно не изменяется. При этом в 2018 году на учет было поставлено 67 граждан, а в 2019 – 81.

Лепельским РОВД всего на территории района в 2019 году изъято 1817,98 литров самогона и самогонной браги (2018 – 783,59 литров) и 39,1 литров фальсифицированных спиртных напитков (0,95 л.).

Анализ состояния преступности на территориях сельских Советов показывает, что не всеми ими принимаются надлежащие меры по профилактике преступлений и правонарушений.

Так, в 2019 году рост количество совершенных преступлений по линии всех служб на территориях Боровского (+7), Домжерицкого (+3), Лепельского (+1), Стайского (+4) сельских Советов. Следует отметить, что на территории Стайского сельского исполнительного комитета совершено 2 тяжких преступления против личности – причинение тяжких телесных повреждений (ч.1 ст.147 УК). Значительное снижение преступлений имеет место на территории в Каменского сельского исполнительного комитете с 7 ( 2018) до 2 (2019). Вместе с тем из зарегистрированных двух преступлений одно относится к категории особо-тяжких – покушение на убийство.

Председателям Боровского, Домжерицкого, Лепельского, Стайского сельских Советов необходимо незамедлительно проанализировать причины сложившейся ситуации, провести заседания сельисполкомов с участием представителей прокуратуры, Лепельского РОВД, руководителей предприятий, и принять меры по стабилизации криминогенной ситуации на подведомственных территориях.

Прокуратурой на постоянной основе анализируется практика привлечения граждан к административной ответственности. С учетом роста количества преступлений против личности Лепельский РОВД ориентирован на активизацию профилактической работы, направленной на противодействие семейному насилию.

В результате в 2019 году сотрудниками милиции выявлено 296 правонарушений, предусмотренных ст.9.1 КоАП Республики Беларусь, что значительно больше аналогичного показателя 2018 года (125). По требованию прокурора к административной ответственности по указанной статье привлечено 32 лица.

В 2019 году прокуратурой района активизирована работа по возбуждению уголовных дел профилактической направленности правами прокурора: в 2019 году было возбуждено 6 таких уголовных дел (1 – по ст.153, 1 – по ст.154, 4 – по ст.186 УК Республики Беларусь).

Прокуратурой района на постоянной основе анализируется эффективность деятельности субъектов профилактики правонарушений по предупреждению правонарушений, обеспечению общественной безопасности и дисциплины в различных сферах.

Изучение состояния дорожно-транспортной дисциплины показало, что в 2019 году на территории Лепельского района совершено 15 ДТП ( -2 в сравнении с 2018 годом) в которых погибло 3 (-3 в сравнении с 2018 годом) и ранено 17 (-3 в сравнении с 2018 годом) человек. Нетрезвыми водителями совершено 1 (-3 в сравнении с 2018 годом) ДТП. Высокий уровень аварийности в некоторой степени связан с прохождением через г. Лепель и Лепельский район оживленной автомобильной дороги «Минск-Витебск», значительная часть ДТП при этом происходило в условиях ограниченной видимости (темное время суток, туман) и при неосторожном движении пешеходов.

Снизился качественный уровень профилактической работы в сфере производственного травматизма, о чем свидетельствует рост с 0 до 1 случаев гибели граждан в результате произошедших на производстве несчастных случаев. В 2019 году на том же уровне (2) осталось количество тяжело травмированных работников.

В рамках исполнения мероприятий по профилактике правонарушений на территории района субъектами профилактики района проделана значительная работа. Вместе с тем выявлены факты ненадлежащего исполнения ряда запланированных мероприятий.

Так, в районе во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 527 от 28 ноября 2013 года «О некоторых вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка» на территории района продолжается целенаправленная работа по внедрению систем видеонаблюдения. На декабрь 2019 г. в районе из 29 объектов, указанных в Перечне объектов, подлежащих обязательному оборудованию системами видеонаблюдения на территории Витебской области, оборудовано 25 объектов, или 86,2% от общего количества.

В 2019 году советами ОПОП Лепельского района проведено 6 выездных заседаний: 3 – советом ОПОП г. Лепеля (все в РОВД с участием прокурорских работников), по 1 – советами ОПОП Бобровского, Слободского и Лепельского сельисполкомов (в сельских населенных пунктах). Советом ОПОП Лепельского сельисполкома проведено 1 выездное заседание на базе КУПСХ «Лепельское», по месту работы рассматриваемых лиц.

По прежнему отмечается отсутствие должного взаимодействия между субъектами профилактики, а именно Лепельского РОВД по рассмотрению на заседаниях ОПОП граждан совершающих административные правонарушения, о чем свидетельствует неоднократное информирование городским СОПОП как начальника РОВД так и прокуратуры района о неявке лиц на заседания.

Таким образом, Лепельским РОВД не в полной мере выполнялись требования ст.23-3 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», согласно которой субъектами профилактики правонарушений оказывается содействие в функционировании советов общественных пунктов.

С учетом того, что советы общественных пунктов охраны правопорядка являются общественными организациями и не наделены правом осуществлять привод граждан, в складывающейся ситуации без оказания надлежащего содействия со стороны сотрудников милиции не представляется возможным проведение надлежащей индивидуальной профилактической работы с нарушителями. При этом основная масса направленных РОВД в советы ОПОП информаций, касалась совершения гражданами правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

Анализ работы Лепельского РОВД по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, показывает, что профилактическая работа сведена к выявлению граждан, выращивающих на своей придомовой территории цветущие растения рода «мак». Работа по выявлению и пресечению выращивания в целях потребления либо сбыта наркосодержащих и запрещенных к возделыванию растений фактически не проводится. Так, в 2019 году выявлено 2 преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ, где объект преступления – марихуана, которая была добыты из растений «Конопля» произраставших на придомовых участках, а так же в иных, в том числе общедоступных местах (территория прилегающая к арендованному помещения в д. Б.Полсвиж, берег реки Эсса).

В 2019 году значительно выросла выявляемость преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков с 4 в 2018 г. до 16 в 2019 г.. При этом выявлено 5 преступления данной категории связанных со сбытом наркотических веществ.

Одним из основных показателей качества борьбы с преступностью является раскрываемость преступлений.

Принятые организационные и практические меры в 2019 году не позволили в полной мере обеспечить эффективность данной деятельности. Так, за указанный период времени по линии УР совершено 144 преступления, из которых по 105 установлены подозреваемые лица, т.е. раскрыто 72,9% преступлений. Раскрываемость по оконченным уголовным делам составила 77,8%, что выше прошлогоднего уровня – 61,8% и выше среднеобластного – 64,8%.

В 2019 году на территории Витебской области произошел существенный рост совершенных преступлений в сфере высоких технологий с 455 в 2018 году до 1132 в 2019. Данная проблема характерна также и для Лепельского района. Так если в 2018 году было зарегистрировано 14 таких преступлений, то в 2019 – 28, при этом по 19 уголовным делам до настоящего времени преступники не установлены. В большей части не раскрытыми остаются преступления, возбужденные по ч.2 ст.349 УК – несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенной из корыстной или иной личной заинтересованности. Данные преступления совершаются путем взлома учетных записей (страниц) в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и рассылка сообщений с просьбой предоставления реквизитов банковских платежных карточек.

Прокуратурой района по результатам проверки деятельности Лепельского РОВД по привлечению граждан к административной ответственности начальнику РОВД внесено 4 представления об устранении нарушений административного и административно-процессуального законодательства.

По выявленным нарушениям в адрес руководителей предприятий, а также в Лепельский райисполком прокуратурой района внесены представления, о чем подробно было изложено в информационной записке за первое полугодие 2019 г.

Проверка, проведенная во втором полугодии 2019 г. в Лепельском РОВД по вопросам соблюдения административного и административно-процессуального законодательства, показала, что несмотря на неоднократно вносимые акты прокурорского реагирования по-прежнему допускаются нарушения, сбор доказательств и рассмотрение материалов проводится поверхностно, что подрывает авторитет правоохранительных органов перед гражданами.

 По результатам проверки и надзорной деятельности в Лепельский РОВД внесено представления (2018 г. – 2). Представление рассмотрено, меры дисциплинарного характера не принимались. Т.к. виновные работники были уволены. Кроме того вопросы соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц изучались при проверке структурных подразделений Лепельского райисполкома в ходе выполнения заданий прокуратуры области.

Прокурор Лепельского района

младший советник юстиции В.М. Жигимонт