О состоянии законности и правопорядка на территории Лепельского района в 2018 году

06.02.2019

В любом обществе важнейшим фактором социальной напряженности, влияющим на криминогенную ситуацию, является преступность. Фактическое исполнение установленных законодателем норм в ходе практического решения вопросов в сфере общественно-политических, социально-экономических, культурно-воспитательных и иных общественных отношений дает нам общее представление о соблюдении законности, позволяет с определенной степенью полноты и объективности оценивать состояние законности и уровень правопорядка в городе. Конструктивная созидательная работа по обеспечению устойчивого развития экономики и роста благосостояния народа невозможна без наличия и строгого исполнения единых правовых правил, законодательных предписаний, соблюдения ограничений и запретов.

Прокуратурой района во взаимодействии с другими государственными и правоохранительными органами в 2018 году осуществлялись надзорные, организационные и правоприменительные меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка во всех сферах социальной деятельности общества и государства.

В 2018 году на территории района зарегистрировано 256 преступлений, что на 23 больше (+9,9%), чем за 2017 год. Уровень преступности на 10000 населения на территории района составил 77,8 (70,8) преступлений. Данный уровень преступности ниже как среднеобластного показателя - 81,7 преступлений, та и республиканского – 88,2.

Несмотря на это достигнуто снижение с 28 до 18 (-35,7%) количества тяжких и особо тяжких преступлений, снижение со 153 до 137 (-10,5%) зарегистрированных преступлений по направлениям деятельности уголовного розыск.

В значительной степени общий рост уровня преступности обусловлен увеличением числа уголовных дел по ст.174 УК Республики Беларусь (с 10 до 32), что связано с активизацией органов принудительного исполнения после принятия мер прокурорского реагирования о своевременности направления материалов в отношении лиц уклоняющихся от уплаты алиментов в Лепельский РОВД (представление прокуратуры района от 20.06.2018).

Анализ состояния преступности на территориях сельских Советов показывает, что не всеми ими принимаются надлежащие меры по профилактике преступлений и правонарушений.

Так, в 2018 году рост количество совершенных преступлений по линии уголовного розыска произошел на территориях Горского (+10) и Домжерицкого (+4) сельских Советов. Следует отметить, что в целом количество преступлений, совершаемых в сельской местности по линии уголовного розыска, снизилось с 82 до 72. На территории г. Лепеля также достигнуто снижение преступности по линии уголовного розыска с 71 до 65 преступлений.

Председателям Горского и Домжерицкого сельских Советов необходимо незамедлительно проанализировать причины сложившейся ситуации, провести заседания сельисполкомов с участием представителей прокуратуры, Лепельского РОВД, руководителей предприятий, и принять меры по стабилизации криминогенной ситуации на подведомственных территориях.

Говоря о качественной стороне преступности, следует отметить, что наблюдается тенденция к снижению количества преступлений, совершаемых лицами, в состоянии алкогольного опьянения, группой лиц.

Количество преступлений совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения также уменьшилось – с 41 до 35, удельный вес данных преступлений составил 21,7% (2017 – 23,3%). При этом следует отметить, что удельный вес данных преступлений превышает среднеобластной показатель (21,5%). Группой лиц в 2017 году совершено 12 преступлений (2017 – 15), удельный вес данных преступлений составил 7,5% (2017 – 8,5%) при среднеобластном показателе 7,0%.

Однако имеет место увеличение рецидивной преступности. В истекшем году на территории Лепельского района лицами, имеющими судимость, по линии всех служб совершено 64 (2017 г. – 63) преступления, удельный вес которых составил 39,8%, что выше среднеобластного уровня (37,9%).

Среди причин роста рецидивной преступности следует отметить активизацию деятельности по выявлению преступлений, предусмотренных ст.ст.415-419, 421-422 УК Республики Беларусь, количество которых увеличилось двукратно: с 11 в 2017 году до 22 в 2018 году, рост с 6 до 11 количества рецидивных преступлений, предусмотренных ст.174 УК Республики Беларусь. Также 15 преступлений совершено ранее судимыми лицами, не состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) Лепельского РОВД.

Несмотря на достигнутое в 2017 г. снижение преступности среди несовершеннолетних до 4 преступлений, в 2018 г. произошел рост данной преступности – 5 (+1), при этом удельный вест данных преступлений составляет 3,1%, при среднеобластном 2,5%.

Анализ преступности свидетельствует о том, что на территории района имеется ряд негативных явлений, требующих принятия конкретных мер по стабилизации оперативной обстановки.

Так, как отмечалось ранее, наблюдается высокий удельный вес преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, рост рецидивной преступности, имеют место недостатки в проведении профилактической работы с подучетными лицами, не всеми субъектами профилактики принимаются исчерпывающие меры, направленные на профилактику преступлений и правонарушений.

В 2018 г. прокуратурой района проведены анализ деятельности Лепельского РОВД по профилактике рецидивной преступности, проверка выполнения субъектами профилактики Программы по профилактике правонарушений на территории Витебской области на 2018 год, анализ деятельности Лепельского РОВД по выполнению требований Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (Далее – Закон).

Анализ работы Лепельского РОВД по профилактике рецидивной преступности выявил ряд нарушений при работе с лицами, состоящими на профилактическом учете.

В результате данных проверок был установлен ряд нарушений в деятельности субъектов профилактики в части предупреждения рецидивной преступности, в том числе – при работе с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы, а также в части социальной реабилитации лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Так, 15 зарегистрированных на территории района рецидивных преступлений совершено не состоящими на учете в УИИ Лепельского РОВД лицами (например – жителями других районов). Однако при надлежащем подходе к осуществлению профилактической работы со стороны служб Лепельского РОВД, ряд рецидивных преступлений мог быть предотвращен.

Проверка также показала, что проводимая с некоторыми осужденными и ранее судимыми лицами работа не способствует устранению причин и условий, способствующих совершению ими новых правонарушений и преступлений, что на фоне низкого уровня взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции с иными подразделениями Лепельского РОВД, формализма и недостатков в организации рабочего процесса приводит к ухудшению криминогенной обстановки.

К примеру, 14.12.2018 Лепельским РОСК возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.205 УК Республики Беларусь в отношении гражданина М., который 14.12.2018 в период времени с 05 часов 20 минут по 09 часов 40 минут находясь в состоянии алкогольного опьянения путем отжатия створки ворот проник в гараж, расположенный в ГСПК «Гвардеец», откуда тайно похитил принадлежащие гражданину Ж. ремонтный комплект порогов и ремонтный комплект арок для автомобиля «Пежо 806».

Ранее, 24.05.2018, судом Лепельского района гражданин М. был осужден по ч.1 ст.205, ч.1 ст.14, ч.2 ст.205 УК Республики Беларусь к наказанию в виде исправительных работ на срок 1 год с удержанием 20% из заработка, но не менее 1 базовой величины ежемесячно (приговор вступил в законную силу 17.07.2018).

26.07.2018 указанный приговор был принят к исполнению УИИ Лепельского РОВД, сотрудниками которой с гражданином М. была проведена беседа, ему разъяснен порядок и условия отбывания наказания, ответственность за уклонение от отбывания наказания, а также, поскольку осужденный не имел работы, у него была отобрана расписка о необходимости трудоустроиться в срок не позднее 15.08.2018. Одновременно гражданину М. было выдано направление в управление по труду, занятости и социальной защите Лепельского райисполкома, по которому согласно объяснениям работника указанного управления и самого осужденного он отказался от трудоустройства в г. Минск. Официальные документы о постановке гражданина М. на учет и об его отказе в трудоустройстве в личном деле отсутствуют. Иных мер, направленных на трудоустройство гражданина инспекцией не принималось.

В период времени с 16.10.2018 по 04.12.2018 гражданин М. УИИ Лепельского РОВД не посещал, причины неявки инспекцией не выяснялись. За указанный промежуток времени осужденный мер к трудоустройству не принимал. Как следует из его объяснения от 04.12.2018, он с 16.10.2018, то есть после последнего посещения инспекции, по 02.12.2018 употреблял спиртные напитки.

В указанный срок реальных мер по организации исполнения приговора суда, кроме направления повесток по месту жительства осужденного, сотрудниками УИИ Лепельского РОВД не принималось.

11.11.2018 Вриод начальника Лепельского РОВД в помещении Лепельского РОВД рассмотрено указанное дело об административном правонарушении. В соответствии с постановлением об административном правонарушении гражданин М. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 0,1 базовых величины, что составляет 2 рубля 45 копеек, что явно не соответствует личности гражданина.

Одновременно, несмотря на рассмотрение административного дела в помещении РОВД, явка гражданина М. в уголовно-исполнительную инспекцию обеспечена не была.

Таким образом, между инспекцией и другими службами Лепельского РОВД взаимодействие в вопросе разрешения возникшей проблемы по исполнению приговора суда в отношении указанного гражданина фактически отсутствовало. Отметка о привлечении гражданина М. к административной ответственности в ноябре 2018 года в его личном деле на момент проверки отсутствовала. Многочисленные факты, свидетельствовавшие о необходимости срочного принятия дополнительных мер в отношении гражданина, уклоняющегося от исполнения приговора суда, сотрудниками Лепельского РОВД были проигнорированы.

Длительное употребление гражданином М. спиртных напитков на фоне отсутствия у последнего работы послужило одной из причин совершения им рецидивного преступления. Условия для этого были обеспечены (созданы) в том числе и сотрудниками милиции ввиду неосуществления с осужденным предусмотренной законодательством профилактической и иной работы.

Особого внимания заслуживает также тот факт, что после совершения преступления он был госпитализирован на фоне длительного употребления спиртного в реанимационное отделение больницы с последующим помещением его в Лепельскую областную психиатрическую больницу. Изложенное является свидетельством продолжения ведения осужденным асоциального образа жизни и после его явки в УИИ Лепельского РОВД в декабре 2018 года. Таким образом, принятые к нему меры индивидуального профилактического воздействия не были целенаправленными и эффективными.

Одновременно, исходя из имеющихся в личном деле гражданина М. документов, надлежащая помощь в трудоустройстве ему также не была оказана.

Как показывают результаты надзорной деятельности, имеются значимые недостатки в организации работы по социальной адаптации (реабилитации) лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Так, решением Лепельского районного исполнительного комитета от 20.10.2017 №1007 на 2018 год забронировано 14 рабочих мест для трудоустройства граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Бронь доведена организациям Лепельского района независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

По информации управления по труду, занятости и социальной защите Лепельского районного исполнительного комитета из 36 нуждающихся в трудоустройстве лиц в счет брони в 2018 году обратилось 2 гражданина, оба были трудоустроены. Один из них уволился в связи со сдачей КУП «Лепельское ПМС» объекта в эксплуатацию, второй работает в настоящее время в филиале «Лепельский МКК» ОАО «Витебский мясокомбинат».

Вместе с тем, управление по труду, занятости и социальной защите не владеет информацией о конкретных забронированных рабочих местах, их качественных характеристиках, квалификационных требованиях, поскольку нанимателями указанные сведения не представлялись. Действенных мер к истребованию такой информации управлением принято не было.

Изложенное свидетельствует об отсутствии должного контроля за исполнением решения Лепельского райисполкома об установлении брони для приема на работу отдельных категорий граждан на 2018 год. В части трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, данное решение исполняется формально (закрыто 2 из 14 вакансий, из них 1 – временно).

При этом отсутствие перечня забронированных рабочих мест не позволяет наблюдательной комиссии Лепельского райисполкома и заинтересованным ведомствам своевременно и правильно ориентировать осужденных в вопросах трудоустройства в счет брони, что ведет к отсутствию обращений в управление по данному поводу. Принимаемые освободившимися лицами попытки к самостоятельному трудоустройству зачастую не имеют успеха ввиду нежелания нанимателей принимать на работу граждан, ранее совершавших преступления.

В соответствии с абз.5 ст.18 Закона органы внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют места незаконного производства и хранения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Анализ работы Лепельского РОВД по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, показывает, что профилактическая работа сведена к выявлению граждан, выращивающих на своей придомовой территории цветущие растения рода «мак».

Работа по выявлению и пресечению выращивания в целях потребления либо сбыта наркосодержащих и запрещенных к возделыванию растений фактически не проводится.

Значительно снизилась выявляемость преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков с 13 в 2017 г. до 2 в 2018 г.. Всего по линии НиПТЛ Лепельским РОВД в 2018 г. выявлено только 4 преступления, что является наихудшим показателем за последние 5 лет.
Прокуратурой района уделялось повышенное внимание обеспечению безопасности граждан, как на производстве, так и в повседневной жизни, принимались меры к безусловному возмещению материального ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства.

По результатам прокурорского надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратурой района внесено 19 представлений, вынесено 7 предписаний, принесено 13 протестов, официально предупреждено о недопущении нарушений законодательства 1 лицо.

По требованию прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 40 лиц, к административной – 28 лиц, к материальной ответственности привлечено 13 физических и юридических лиц, которыми возмещен причиненный по их вине государству, предприятиям и учреждениям материальный ущерб, произведены платежи в бюджет на сумму свыше 1500 рублей. В общие суды в интересах граждан, государственных предприятий предъявлено 57 исков на общую сумму 24586 рублей, рассмотрено и удовлетворено 49 исков на сумму 19791 рублей. В интересах субъектов хозяйствования в экономические суды предъявлено 7 исков и 4 заявления в порядке приказного производства на сумму 283155 рублей, рассмотрено и удовлетворено 8 исков на сумму 141622 рублей и 3 заявления в порядке приказного производства на сумму 77296 рублей.

Проверка, проведенная во втором полугодии 2018 г. в Лепельском РОВД по вопросам соблюдения административного и административно-процессуального законодательства, показала, что, несмотря на неоднократно вносимые акты прокурорского реагирования, по-прежнему допускаются нарушения, сбор доказательств и рассмотрение материалов проводится поверхностно, что подрывает авторитет правоохранительных органов перед гражданами.

Во втором полугодии 2018 г. прокуратурой района выявлялись нарушения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, законодательства о местном управлении и самоуправлении, профилактики правонарушений и преступлений.

Прокуратурой Лепельского района проведен анализ соблюдения законодательства о местном управлении и самоуправлении в сфере регулирования предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами на территории Лепельского района.

В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» от 04.01.2010 №108-З исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами, а также создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Решениями Лепельского райисполкома от 18.05.2018 №443 и 19.06.2015 №575 (внесение дополнений и изменений решением от 12.04.2018 №342) определены перечни мест для реализации товаров и размещения нестационарных торговых объектов в Лепельском районе.

Вместе с тем, данные решения приняты без учета сложившегося порядка реализации товаров на территории района и интересов граждан, в результате чего места реализации ягод, грибов, лекарственных растений и другой дикорастущей продукции, традиционно используемые гражданами для реализации и покупки вышеназванных товаров не нашли в них свое отражение.

Так, наиболее популярным местом, где гражданами систематически реализуются грибы, ягоды, другая продукция, предусмотренная подп. 1.5 п. 1 Указа №222 относится мини-рынок, расположенный на перекрестке ул. Чуйкова г. Лепеля и трассы М3. Данный мини-рынок оборудован деревянными крытыми торговыми местами для реализации различной продукции. В свою очередь же сведения о данном мини-рынке в торговый реестр Республики Беларусь, не внесены.

Основной причиной длительного использования гражданами данного места для торговли является удобное место расположения, как для продавцов, так и для покупателей, большой автомобильный поток на автомобильной трассе М3 создает дополнительную привлекательность данного места для торговли. При этом реализация гражданами продукции производится не только в осенне-весенний период, но и зимой, когда там продается продукция заготовленная гражданами после уборки урожая, а также непродовольственные товары. Функционирования данного мини-рынка осуществляется длительное время и большинство граждан предполагают, что торговля осуществляется на законных основаниях. Вместе с тем, проверками проводимыми Лепельским МРО ОЖРМ выявлялись единичные факты незаконной торговли рыбой, раками, при этом не обращалось внимание на торговлю иными видами дикорастущих растений (ягоды, грибы и др.).

На удовлетворительном уровне находится исполнение предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами требований Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения» (в редакции от 23.03.2015).

За 2018 год прокуратурой района в соответствии с планом работы проведена 1 проверка соблюдения законодательства об обращениях граждан. По результатам проверки и проводимых анализов в Лепельский райисполком внесено 2 представления, одному должностному лицу объявлено официальное предупреждение.

Так, прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об обращении граждан и юридических лиц выявлены нарушения в деятельности государственных органов и учреждений в части несоответствия требований законодательства рубрик и содержания сайтов.

По результатам рассмотрения в прокуратуре района обращений граждан и юридических лиц в 2018 году должностному лицу вынесено официальное предупреждение.

За 2018 г. в прокуратуру района поступило 81 заявление и жалоб граждан (2017 г. – 69). Из них 36 (28) разрешено прокурорскими работниками прокуратуры района, 29 (34) - направлено в другие ведомства; оставлено без рассмотрения – 9 (4); возвращено – 9 (2).

Из 29 направленных в другие ведомства обращений, с контролем направлено 11 (8) обращений. Жалобы направлялись в Лепельский РОВД – 9; Лепельский РОСК – 4; в УСК Республики Беларусь по Витебской области – 2; в ПУ «Чашникигаз», ОАО «Белагропромбанк г. Лепель), ОПИ Лепельского района, Министерство обороны Республики Беларусь, суд Лепельского района, Лепельское МРО ГКСЭ Республики Беларусь, Витебское областное управление Департамента государственной инспекции труда – по 1. 1 жалоба одновременно направлена в КУПП «Боровка» и РКЦ г. Лепеля, 1 жалоба одновременно направлена в Лепельский райисполком и Лепельский РОВД, 1 жалоба в Лепельский райисполком и Лепельский военкомат.

Направление прокуратурой района в Лепельский РОВД, Лепельский РОСК и УСК Республики Беларусь по Витебской области обращений граждан связано с неосведомленностью последних о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях в соответствии с требованиями о подследственности, установленными ст.182 УПК Республики Беларусь, порядком заявления ходатайств по уголовному делу, желанием придать своему обращению «повышенную» важность и актуальность. В подавляющем большинстве подобные обращения умышленно направляются в органы прокуратуры, подчеркивая ее авторитет.

Направленные прокуратурой района обращения граждан в иные органы связаны с незнанием граждан подведомственности рассмотрения обращений.

В 2018 г. в прокуратуру района поступило 73 обращения субъектов хозяйствования (2017 г. – 61), из них разрешено – 63 (53), 4 (3) - направлено в другие ведомства, 0(1) – оставлено без рассмотрения, 6 - прекращено производство в связи с отзывом.

Анализ статистических данных показывает, что в 2018 г. количество разрешенных обращений граждан увеличилось – с 28 до 36 (+78%), в частности увеличилось количество заявлений и жалоб по вопросам надзора за исполнением законодательства – с 6 до 7 , в том числе по всем вопросам надзорной деятельности - об административной ответственности, по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних, об организации работы с обращениями граждан.

Вместе с тем в 2018 г. отсутствовали обращения по вопросам жилищного и трудового законодательства. Увеличилось количество обращений по вопросам надзора в ходе досудебного производства – с 13 до 23 (+56%), в том числе количество обращений на действия и решения органов дознания – с 7 до 17 (в 2,5 раза). Количество обращений по другим вопросам также увеличилось – с 1 до 3 (в 3 раза). Количество обращений по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, в т.ч. по заявлениям о предъявлении прокурором исков (заявлений) в интересах физических лиц уменьшилось с 8 до 3.

Прокурор Лепельского района
младший советник юстиции
В.М. Жигимонт